Шория — Тыва — Алтай 2011. Часть вторая, Тыва.

Первая часть отчета, Горная Шория.

Этот же отчет, с уменьшенными картинками шириной 900 пикселей.

День пятый, 24 июня, пятница.

9.00 Подъем, стали неспешно собираться. Стакан поездил по округе немного, искал древние могилы, но все они только на равнинах внизу, среди холмов, видимо, не принято было хоронить. На стоянке есть устойчивый интернет, залезли на art4x4 и немного нафлудили по поводу прохождения брода через Мрассу.

11.20 Старт, выехали на дорогу и на ближайшей заправке залили полные баки и докупили немного провизии.

12.30 Проехали Нижнюю Тею, если верить указателям, то там всего 25 километров до Верхней Теи, является ли это вторым названием Вершины Теи, которую мы проезжали по намного более длинному километражу — непонятно, но проверять времени нет. В последствие в интернете я так и не смог найти точный ответ, есть ли туда прямая дорога, из Таштыпа вроде есть, а вот тут ни по картам не понятно, ни каких-то отчетов нет, либо дороги нет, либо она наоборот настолько простая, что не заслуживает упоминания. С другой стороны, когда мы искали заправку в Вершине Теи, если бы был простой проезд, нас бы наверняка отправили туда.

12.50 проехали реку Таштып.

13.45 Начинается серпантин с частыми спусками и подъемами, перевалами, у Крузера снова начинает греться коробка.

16.00 Остановились у реки Безымянная, набрали воды во все емкости, температура воды близкая к нулю, пока наберешь бутылку, рука отваливается. Хотели выйти в интернет, а связи сотовой вообще нет.

16.30 Въезжаем в Тыву, перевал на границе поражает масштабами, высота 2200 метров, широченная дорога для разъезда двух фур, но асфальта нету. В основном ходят бензовозы, и фуры-самосвалы с щебенкой. Перепады высоты серьезные, грузовики едут со скоростью пешехода, что вниз, что наверх. На фото сторона, откуда мы приехали, Хакасия.

Останавливаемся на фотосессию, особо стойкие забрались по крутой тропинке на ближайшую вершину.

На юго-запад дороги нет, там только горы.

На юго-восток уходит дорога в Тыву. Далее по дороге встретилось разрушенное ограждение и сгоревший бензовоз на дне ущелья, дорога опасная, падать тут очень и очень далеко.

18.00 Проехали пост ДПС, местные гаишники переписывают все данные с машин. Один из них оказался выпускником нашей омской ВШМ, и, кстати, в последствие и ранее еще несколько человек имели омское образование, которое привлекает своей дешевизной относительно близлежащих городов. Они также заверяют нас, что прямой дороги в Мугур-Аксы нету. Однако на генштабе пунктир есть, и позднее пограничники говорили нам, что как-то команда ну уазах патриотах прорвалась там напрямик, хотя и сильно поободрав машинки. Сейчас времени на эксперименты нет, так что едем в Ак-Довурак.

18.20 Проехали реку Алаш.

18.50 Проехали Ак-Довурак, залили на заправке дизтопливо, впервые встретились с системой, когда просто заливаешь сколько надо, потом платишь, без всяких залогов. Но при этом, кажется, что идет конкретный недолив. Начали искать место для ночевки, снова проблема найти не просматриваемое место, везде стоят юрты.

19.30 В довершение всего открутилось крепление нижнего амортизатора на Крузаке. Останавливаться и чинить прямо сейчас — потеряем время и солнце зайдет. Искать по пересеченной местности ночлег с оторванным амортизатором тоже не дело. В итоге уже перед самым закатом нашли конную тропу, идущую за холм, по карте там должно быть зимовье.

Приехали на место, зимовья никакого нет, есть только обгоревшие остатки, весь склон состоит из торфяных вкраплений и медленно тлеет. Ночевать в таких условиях невозможно, все пропитано гарью, пришлось еще покрутиться, но в итоге хорошее место для ночевки нашли.

Прикрутили на место амортизатор, разбили лагерь, дети пошли гулять на вершину хребта.

День шестой, 25 июня, суббота.

7.00 Подъем, свернули лагерь и в 9.00 выдвинулись дальше.

9.40 Заправились в Чадане, снова показалось, что присутствует недолив. На развилке, кстати, ДТ нет, только на заправке в самой деревне.

10.30 По дороге остановились у юрт, хотели купить кумыса. Дети совсем по-русски не понимают, взрослые тоже с трудом, потом вышел хозяин, по своему виду похожий на бывшего директора колхоза, и, как впоследствии оказалось, и сейчас занимает какую-то должность в администрации, а его семья и дети тут подрабатывают. Пожаловался что ни молоко, ни мясо тут нигде не принимают, в основном шкурами только и промышляют, остальное приходится выбрасывать. Угостили нас каким-то напитком полуалкогольным из молока, типа скисшей забродившей простокваши. Но нам он не очень понравился.

11.00 Перевал Хондергей, 1950 метров, на склонах стали появляться верблюды.

11.30 Въехали в Хандагайты. Как оказалось, дизеля официально тут не продают в принципе, а с нашими недоливами нам край надо заправиться, т.к. в Мугур-Аксах тоже нет официальной дизельной заправки, только если договориться с местным дизель-генератором. Начинаем искать, где бы тут договориться по топливу, там присутствуют спасатели, ремонтники дорог с дизельной техникой, и пограничники. Проблема в том, что суббота, и нигде на месте нет людей, кто бы мог принять такое решение. В общем, кое-как нашли вариант, но при планировании маршрута имейте ввиду, что официального дизеля тут нет.

В это время Мистраль ездил по деревне в поисках магазина и попался пограничникам. Здесь уже начинается пограничная зона и без пропусков нельзя, по опыту большинства команд, никто здесь не проверяет пропуска, но это если сразу свернуть в сторону Мугур-Аксов, а мы из-за дизеля заехали в место, где находится сама застава пограничников. Получилось, что Игоря угораздило зайти в магазин и встать в очереди сразу за командиром погранзаставы. Сначала нам, конечно, выговорили за такое разгильдяйство, но сменили гнев на милость, выписали сами нам пропуска, и еще где-то с пол часа просто приятно пообщались с погранцами. Вообще, на сколько у меня была информация, как раз за месяц до этого принят был такой порядок, что не нужно получать заранее пропуска, просто едешь на ближайшую заставу, и там пропуск получаешь и едешь дальше. Но как обычно, до мест это все доходит с запозданием, так что мы так и не поняли точно, был ли это акт доброй воли, или же, все было сделано по закону. Или же все-таки без заказанных заранее пропусков нельзя, и пограничники нас простили.

13.30 Выехали из Хандагайтов с полными баками и полными канистрами.

14.00 Остановились подтянуть бренчащую защиту днища у Крузера, грейдер берет свое постоянно откручивающимися резьбовыми соединениями.

После сворота непосредственно в сторону Магур-Аксов начинается дорога в стиле «смерть подвеске». Сдуваем колеса, но все равно ехать очень некомфортно.

15.30 От тряски отвязалась канистра на крыше, перевязываем.

16.20 Проехали Саглы. Через какое-то время дорога перестает идти по равнинам, попадаем в ущелье.

Реки в нем наполовину под снегом.

Cклоны заполнены пасущимся скотом.

Горы восхищают разнообразием, в одном месте и скальные выходы, и поросшие зеленой травой склоны в стиле Алтая, хвойные деревья, как на границе с Хакасией, и вот впереди показались марсианские красные вершины, граница с Монголией уже близка.

18.40 Спуск с перевала Коге-дава. Зрелище просто поразительное, очень крутой спуск по серпантину с резким перепадом высоты. Многие идут этот маршрут в противоположном направлении, и забраться на этот перевал не так и просто.

19.00 Спустились вниз, слева от нас теперь хребет граница с Монголией. Знаменитые «Марсианские» пейзажи. Через какое-то время МТС приветствует нас в монгольском роуминге.

19.30 прошли Мугур-Аксы, сегодня выпускной в школе, по центральной улице идет целая процессия, все девушки в вечерник платьях, приходится срочно сворачивать в первый попавшийся переулок, т.к. идущий во главе колонны милицейский уазик явно против нашего присутствия на этой улице.

Далее идет очень живописная дорога, то и дело с разных ракурсов виднеется возвышающаяся Монгун-Тайга, с другой стороны хребет Цаган-Шибэту.

Прорывающееся сквозь облака закатное солнце периодически до неузнаваемости меняет пейзажи. Сравните эту Монгун-Тайгу, с той что выше. А прошло минут пятнадцать.

21.25 Очередной рубеж 2500 метров, под колесами снег.

21.45 Выезжаем к озеру Хиндиктиг-Коль. Температура воздуха +4°, озеро на половину подо льдом! Такого мы не ожидали. Та сторона, где обычно разбивают лагерь путешественники на этом маршруте, как раз находится в ледяном месте, поэтому решаем искать другое место для лагеря. Склоны тут коварные, чуть не туда свернешь, начинаются верховые болота. Вспоминая опыт поиска «еще чуть лучшего места для лагеря на Пихтовом», Мистраль разворачивается в момент очередной разведки перед самым болотом, обходится без силовых упражнений перед сном. Встаем в сухом месте, но наклонном, спать не очень удобно.

День седьмой, 26 июня, воскресенье.

На сегодня запланирована дневка, поэтому спали без будильника, но все равно проснулись в 9 утра. Погода с утра просто супер, гуляем по округе, устраиваем фотосессию. Как потеплело, налетели комары и мошки, мошки «овощные», не кусаются, но постоянно лезут в глаза, рот и нос, не очень приятно.

Погода словно балует нас, мало кому удается попасть сюда в такое красивое время. По случаю втаскиваю запасы вареников с морозильника, отмечаю таким способом прибытие. Думаю, мало кто ел вареники на берегу Хиндиктиг-Коля.

Постепенно ясное небо становится хмурым. На другом берегу в бинокль просматривается хижина рыбаков, судя по всему браконьеры, т.к. нас еще начальник заставы предупреждал, что в это время даже на удочку ловить тут нельзя.

14.00 Приехал уазик местных тувинцев, оказалось как раз природоохранцы. Долго выносили нам мозги на предмет того, что мы находимся на территории заповедника и должны иметь пропуск. Мы включили дурочку, на все вопросы показываем им пропуск от пограничников (тут то мы и порадовались, что нарвались на погранцев, думаю, совсем без бумажек, развели бы нас все-таки на пожертвования в поддержку природоохраны). Рыбу мол, мы не ловим, никакого заповедника не видели, где указатели или шлагбаумы? Раз 10 это повторялось в различных вариациях, тувинцы упорно стращали нас, что напишут протокол на нас, мы упорно отмахивались погранпропуском, не давая малейшей слабины.

Ключевым моментом стало заявление их главного, что вот пару километров назад была табличка, на которой написано было когда-то, что это заповедник, вот только сейчас табличка выгорела, и поэтому там ничего не написано. Тут они сами поняли, что выглядит это глупо, а может просто убедились, что денег мы им не дадим, переписали данные наши и поехали в сторону рыбаков. Там они тоже часа полтора мучили рыбаков, но видно консенсус был найден, и рыбаки остались, а уазик уехал.

Примерно в это же время окончательно испортилась погода, небо затянуло, начался сильный ветер, а потом и дождь. Ехать в такую погоду через болото, которое ждало нас на другой стороне, мы не захотели, так что вторую половину дня отлеживались по машинам.

20.00 Дождь стих, но небо так и осталось пасмурным, так что поснимать закаты не удалось. Ночью дождь периодически снова лил.

День восьмой, 27 июня, понедельник.

9.15 Стартуем. Минут 30 ехали по твердым дорогам, а потом началось высокогорное болото. С такими мы раньше не сталкивались, судя по отчетам, все кто ездит в тех краях, делают это в конце июля, начале августа, да и то жалуются, что непростой это участок и нужно ехать точно по треку, иначе закопаешься. Треков у нас была целая куча, и все они примерно совпадали, вот только на деле оказалось, что толку от них не больше, чем от компаса. В это время года этот участок представляет собой практически ковровое, напитанное влагой болото, все исчерченное полноводными ручьями, стекающими по склону в озеро, а вчерашний дождь на пол суток явно не добавил сухости этим краям.

При прохождении первого большого ручья Крузер садится очень плотно, в придачу еще и рамой на камень, который был спрятан под слоем дерна. Всевозможные попытки хайджечиться провалились, очень топко. В придачу более узкие диски установленные весной, да еще и с меньшим вылетом делают бесполезным lift-mate, расширители арок не дают места для хайджека. Мистраль садится еще раньше, также без особых шансов на вызволение. Лебедим Мистраля за Крузер, вроде выбрался. Далее повезло, нашли более-менее подходящий камень, зацепили Крузер лебедкой, и потихоньку хайджечась от камня, на котором и сидели, выбрались. Спускаем колеса почти в ноль и дальше стараемся в ручьи после разведки проходить ходом. Потратили на это почти два часа.

Какое-то время двигались нормально, но потом свернули не туда и уперлись в жижу со всех сторон. Не без помощи лебедок развернулись, и уже выработали примерную стратегию лебежения друг за друга, главное — не сесть параллельно. Таким темпом вернулись в относительно сухое место, стали двигаться дальше. На этом этапе уже пришло понимание особенностей рельефа и почвы, прокладка маршрута в зависимости от растущих растений становится более быстрой, лебедиться больше не приходилось, но разведывать ногами изначально пришлось каждый пройденный метр.

13.20 Спустились наконец к дальней границе озера и тут нам открылась чудная картина.

Как оказалось, озеро было покрыто не льдом, а ледяной шугой из больших ледяных кусочков, зрелище просто поразительное, да и солнце показалось.

Выскакиваем на берег, фотографируемся, играем со льдом, море положительных эмоций.
Едем дальше, путь проходит по воде озера, иначе опять болото. Глубина большая, но течения нет и дно твердое, так что проблем нет.

14.00 Болотистая часть окончательно позади, надуваем колеса, озеро остается за спиной.

15.00 Переезжаем по мосту реку Могун-Бурсы. Дорога тут неплохая, иногда едем 60 км/ч. Где-то на этом участке видим позади себя знак «Заповедная зона», с этой стороны он не выгорел. По пути встречаем интересную композицию из одиноких деревьев. Прямо африканская саванна какая-то.

15.20 Озеро Ак-Коль. После Хиндиктиг-Коля, конечно, совсем не впечатляет, вода не такая прозрачная, да и само небольшое. Переезжаем по мосту приток озера, мост никаких проблем не доставляет, хотя в отчете Аскета они побоялись по нему ехать. Возможно, подремонтировали, т.к. брод там рядом и правда, не очень хороший, а местные тут ездят достаточно активно.

17.00 Мы на Бугузуне. Перевал на удивление не сложный, небольшие промоины перед верхней точкой, но никаких проблем. Фотографируемся, до свиданья Тыва!

Спуск с Бугузуна и того проще, вокруг носятся суслики, но стали попадаться и упитанные сурки. Один такой толстяк бежал к своей норе чуть ли не сотню метров прямо по дороге перед машиной, оказалось, что у него норма прямо рядом с дорогой. Не успели его заснять, жалко нет видеорегистратора. Впереди уже Алтайские горы.

Дорога идет прямо по руслу Бугузуна, воспользовавшись советом Аскета, не стали ехать по правой стороне реки раньше, чем это нужно, и не пришлось ехать по очень наклонным дорогам, да и по следам местных видна оптимальная траектория.

18.00 Вышли из русла реки, дорога достаточно неплохая, проблемы доставляют только поперечные ущелья, наклон дороги там достигает критически величин, приходится отвешивать Мистраля в одном из самых засадных мест.

18.50 Брод через Бугузун. Сначала промахнулись мимо него и ушли на север правым берегом. Пока я уточнял маршрут по карте, Стакан увидел грузовики, занимающиеся перевозом пузотерок на другой берег. Обратил внимание, что едут они по очень замысловатой траектории, но вот запомнить ее не смог. Спустились и мы. Пытаемся тоже искать хитрые траектории, как-то это не выглядит очевидным, потом плюем и переезжаем реку под девяносто градусов напрямик. Никаких проблем, но понимаем, почему грузовики кружат, если им ехать в лоб, то легковушка из кузова просто выпадет, спуск и подъем из реки достаточно крутой.

19.00 Прошли Кокорю, начинается асфальт. Тут, к сожалению, наша поездка прервалась, в планах у нас было еще пять дней на Укок, но экипаж Мистраль не мог дальше продолжать движение по маршруту, а в одну машину ехать туда после приключений на верховых болотах абсолютно не хотелось. Можно было, конечно, провести какое-то время на пузотерочном Алтае, но как-то после грандиозных планов об Укоке это совсем не прельщало, тем более у экипажа Крузера тоже были кое какие рабочие вопросы, которые терпели, но по возможности требовали как можно более ранних решений. Весь Чуйский тракт прошли в сумерках, поэтому оценить местные красоты не удалось. Заночевали прямо в кармане трассы.

День девятый, 28 июня, вторник.

Асфальтовая дорога домой, никаких проблем не доставила, доехали достаточно быстро, 23.00 были уже дома в Омске.